pushkino_2009 (pushkino_2009) wrote,
pushkino_2009
pushkino_2009

Паломники к Троице

http://i059.radikal.ru/0910/3f/ace8b3426240.jpg
 
Благодаря трудам и подвигам преподобного Сергия Радонежского (1314 -1392) основанная им обитель стала одной из самых почитаемых святынь православия. Паломникам со стороны Москвы не миновать было нашей Пушкинской земли, и об общении некоторых именитых путников с нашими предками сохранились прелюбопытные записи, оживляющие историю.

http://www.bg-gallery.ru/images/1739/0Dubovskoy_VObiteliTrSerROS.jpg"7162 (1654) года сентября в 24 день патриарх Никон по обещанию своему , ходил в дом Пресвятой Троицы в Сергиев монастырь молиться. На дороге ж Троицкого Сергиева монастыря в вотчине в селе Рахманцове (ныне Рахманово Пушкинского района - В.Д.) в церкви Николая Чудотворца слушал обедню, и после обедни пожаловал попу на молебен гривну; да в том же селе Рахманцове крестьяне подносили государю патриарху пироги, грузди и брусницу ягоды, и государь патриарх указал у них взять 10 пирогов, да на трех блюдах брусниц ягод, да блюдо груздей, и указал им пожаловать за пироги по 2 деньги за пирог, за брусницу по 4 деньги за блюдо, за грузди 6 деньг; всего дано бабам за пироги, за брусницу и за грузди 6 алтын 2 деньги". (По книге В. и Г.Холмогоровых "Исторические материалы о церквах и селениях XVI — XVIII столетий"). 

 

Начиная с Великого московского князя Дмитрия Ивановича, ездившего к Сергию Радонежскому за благословением на битву с татарами, в течение нескольких столетий существовала традиция для последующих глав Российского государства совершать паломничества в Троице-Сергиев монастырь (позже - лавру). Проделывались они пышно и торжественно, с большой свитой, прислугой, воинством, потому движение было медленным; путь в 70 вёрст от Москвы до монастыря в XVII веке преодолевался за 5 дней - в день от одного путевого дворца до другого - в сёлах Алексеевском (ныне в черте Москвы), Тайнинском, Братовщине, Воздвиженском и в стенах самой Лавры.

http://monar.ru/galereia/files/images/Stolypin35.preview.jpg

Выражаясь современным языком, в пятидневную программу входили по пути - и охота, и скоморошьи представления, и борьба человека с медведем. Об этом последнем развлечении до нас дошел документ 1635 года, когда к царю Михаилу Федоровичу обратился конюх Петрушка Федотьев с прошением о возмещении ему убытка, понесенного от косолапого:http://www.history-ryazan.ru/system/files/node_images/Eduard/d5e8d758c79be0fc.jpg

"В нынешнем, государь, году сентября 29-го де идучи от живоначальныя Троицы из Сергиева монастыря, тешил я, холоп твой, тебя, государя, под селом Пушкином, и медведь меня, холопа твоего, ломал и драл и изодрал на мне платьишко и меня не изувечил насмерть... Милостивый государь, царь Михаил Федорович всея Руси, пожалуй меня, твоего бедного и беспомочного холопа. Вели, государь, мне выдать о своей государской милости на платьишко... Царь, государь, смилуйся, пожалуй."

Выслушав челобитную, государь внял просьбе и распорядился выдать страдальцу "сукно доброе". Красуйся, Петрушка, в новом-то платьишке да будь сноровистее при твоей равномедвежьей силушке.

Начиная с августа 1862 года, когда было введено регулярное движение поездов по вновь построенной железной дороге от Москвы до Сергиева Посада - в сутки по пять пассажирских в каждую сторону, - паломники получили возможность быстрее и легче добираться до святой обители. Подвижной состав поначалу состоял из 10 паровозов, 9 вагонов I класса, 5 смешанных (I и II кл.), 72 III класса, 15 багажных, 95 открытых платформ и 3 ручных дрезин. В Москве, Сергиевом Посаде и на каждой из промежуточных станций - Мытищи, Пушкино, Талицы (ныне Софрино) и Хотьково - для пассажиров были построены однотипные деревянные вокзалы на каменных фундаментах и под железными крышами, площадью 10,5 X 4 сажени, с 4 дверями, 15 окнами и 6 печами; в них были выделены помещения для начальника станции и телеграфиста. Возле вокзала - платформа, несколько поодаль - деревянный дом для начальника дистанции и служб.


Но многие верующие люди продолжали считать подвигом - добираться пешком к святым мощам преподобного Сергия. А год, когда отмечалось 500-летие преставления "Игумена Земли Русской" (1892), был ознаменован грандиозным крестным ходом из Москвы в Сергиев Посад. Его открывали 1000 крепких мужиков-хоругвеносцев (вес некоторых хоругвей доходил до 5 пудов), а вся процессия была длиною 6 вёрст. Шли пешком 4 дня, а пятый провели в Лавре. На торжественном акте в Духовной академии выдающийся историк В.О.Ключевский произнес проникновенное слово о Сергии - "Благодатный воспитатель русского народа..."

http://www.pushkino.org/data/razdely/26372204/2007/0619/IMG_0897-1.jpg

http://vesposad.ru/uimgs_kn/Lgl_1_26_TSL_03.jpg

На рисунке не известного нам художника это праздничное шествие изображено как бы с поднебесной высоты. На переднем плане - Лавра, у горизонта - купола и колокольни московских церквей. На пути к Троице символически отмечены наиболее крупные селения путем изображения Божьих храмов в них, а именно, в селах Алексеевском, Больших Мытищах, на полпути Никольская церковь в Пушкино, церкви в Братовщине и Рахманове, а между ними часовня в Талицах, затем церковь в Воздвиженском, Покровский монастырь в Хотькове, а от него до Лавры - живой людской поток. Автор рисунка вынужден был поступиться географической точностью, изобразив дорогу петляющей, чтобы вместить необходимое для сюжета пространство.

Копию этого малоизвестного оригинального рисунка с комментариями к нему подарил мне замечательный архитектор Виктор Иванович Балдин (1920 - 1997). Всю свою деятельную жизнь он посвятил изучению и реставрации Троице-Сергиевой лавры, в ряде его печатных трудов внимательнейшим образом раскрыт весь исторический путь развития и строительства святой обители. И сама деятельность В.И.Балдина была многозначительным явлением в истории Лавры.

http://vesposad.ru/uimgs_kn/Lgl_1_26_TSL_09.jpg

Не раз менялся путь к Троице. Если, например, подняться на верхний ярус колокольни церкви Преображения в древнем Радонеже, то на живописном заповедном ландшафте проявляются три дороги: в западной стороне угадывается лесная просека для железной дороги, восточнее церкви определенно виден участок современного Ярославского шоссе, а прямо на колокольню со стороны Москвы идет заросшая и сглаженная временем, тем не менее заметная древняя Переславская дорога (так она называлась в старину). Но как бы ни менялся характер дороги, поток паломников по ней к Троице никогда не прерывался.

http://www.pushkino-online.ru/articles.php?pid=1562 

 

Tags: железная дорога, пушкинский район, храм, ярославка
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments