pushkino_2009 (pushkino_2009) wrote,
pushkino_2009
pushkino_2009

Categories:

17 августа 1977 г. на ст. Пушкино обвалился пешеходный мост...

    Сегодня в истории Пушкино – грустная памятная дата. Ровно 30 лет назад, 17 августа 1977 года на ст. Пушкино обвалился переходной пешеходный мост. Как вспоминает один из пушкинцев, «Да, было дело, отец рассказывал, что тогда обе Ярославки встали, и ж.д. и авто, т.к. та была перекрыта для проезда карет скорой помощи. Слышал, что подошли 2 электрички из Александрова и Москвы и народ ринулся на мост, ну и дальше всем известно ...».

Станция Пушкино в 1967 г.

    Этот пешеходный мост был сооружен в 1927 году, но по мере развития станции дважды удлинялся новыми пролетами из металла, привезенного для этой цели с каких-то других станций. На три высокие платформы, к которым прибывали электрички, с моста спускались лестницы, огороженные перилами. Да и сам мост на всем своем протяжении был огорожен такими же перилами. А чуть ниже моста тянулись провода, по которым ток высокого напряжения обеспечивал движение электричек и электровозов, тянувших за собой курьерские и тяжелые грузовые поезда.

Привокзальная пл.,начало 70х

Станция Пушкино в 1966 году. На переходном мосту.

Станция Пушкино. За 12 лет до трагедии, т.е. до обрушения этого переходного моста.

Станция Пушкино после снегопада. 1966 г.

    В злополучный час заката солнца, у первой платформы стояла местная электричка, которая по расписанию должна была отправиться в Москву через несколько минут. В ней было еще мало народа, так как раньше нее по расписанию на третий путь должна была прибыть электричка, следующая в Москву из Загорска. Она почему-то задерживалась, поэтому люди, торопившиеся в столицу, стояли на мосту, готовые ринуться к той электричке, которая тронется раньше.
    А на второй путь в это время прибыла электричка из Москвы, из которой вывалилась толпа народа, приехавшего отдохнуть после трудов праведных.
Но тут, как на грех, загорелся зеленый светофор для электрички из Загорска, и ее пронзительный предупреждающий сигнал прозвучал уже издали. И толпы людей смешались на мосту, толкая друг друга в разных направлениях.
    Грохот рухнувших пролетов моста и треск рвущихся электрических проводов не могли заглушить воплей и криков падающих с моста людей. Они падали на провода высокого напряжения, на крыши стоявшей электрички и под колеса не успевшей затормозить той, что подъехала.
    Жертв было много. Часть пассажиров погибла, пораженная током, часть погибла или была искалечена обрушившимися конструкциями моста. Случись такое сегодня, эта новость не сходила бы с лент новостей. Но в те годы о подобных катастрофах в нашей стране старались не говорить, а вот о бедствиях за рубежом — сколько угодно.
    Однако близость произошедшего несчастья к столице не позволила тогда скрыть его. На следующий день в одной из газет появилось короткое сообщение, заканчивающееся словами: «Возбуждено уголовное дело. Виновные арестованы. Количество жертв уточняется».
    Кстати, начальник железнодорожной станции Пушкино знал об аварийном состоянии пешеходного моста и неоднократно письменно докладывал об этом руководству. Последнее письмо было как раз за 3 месяца до трагедии… Именно это и спасло его. После этого по всей дороге начали строить подземные переходы, в том числе и тот, которым мы с вами сегодня пользуемся.
    К сожалению, сегодня мемориальной таблички в память о погибших на станции нет.

Станция Пушкино 1978 г.

 

 http://www.pushkino-online.ru/news.php?pid=2923
17 августа 2007 года

См. также http://www.pushkino.org/ipb/index.php?showtopic=19930
 

* * *


О чем молчали наши СМИ

    Богат на даты и события август. Тут и поход наших исследователей к Северному полюсу с последующей установкой Российского флага на дне океана, и рухнувший автомост через Миссисипи в американском Миннеаполисе, тут и такие традиционные вехи, как День строителя, День археолога, День кино… И всё же одной из главных тем августа (и для России, и тем более для Подмосковья) можно назвать железнодорожную. Ведь и начало, и конец месяца проходят под знаком «чугунки». Первое воскресенье августа — это профессиональный праздник путейцев — День железнодорожника, а последний день лета — дата официального открытия стальной магистрали от Москвы до Сергиева Посада. Случилось это, кстати, в 1862 году, то есть ровно 145 лет назад.

    Есть в августе и еще одна «железнодорожная» дата. Правда, совсем не праздничная. О ней и хотелось бы вспомнить. Тридцать лет назад, 17 августа 1977 года, произошла трагедия на пешеходном мосту­-виадуке через железнодорожные пути на станции Пушкино. Сегодня приезжающие сюда преодолевают их и добираются до нужной платформы по подземному переходу. Он­-то и заменил собой рухнувший виадук. К слову сказать, именно после той катастрофы стали появляться на участке от Мытищ до Пушкино подземные переходы.
    Что же послужило причиной трагедии? Вот что об этом говорят краеведы. Виадук в Пушкино, по их сведениям, был построен в 1928 году. Поводом для создания моста стал рост общего пассажиропотока и увеличение населения молодого города. «К 1929 году в Пушкино проживало уже более пяти тысяч человек. Легко представить, какую нагрузку испытывал мост с первых дней своего существования. Множество народа каждый день устремлялось по настилу в ту и другую части города», — сообщает научный сотрудник Пушкинского краеведческого музея О. Н. Бойко. Мост вплоть до трагедии простоял без капитального ремонта. Лишь через четыре года после открытия, по словам Олега Николаевича, виадук был реконструирован в связи с электрификацией железной дороги.
    А вот что добавляет к сказанному краевед из поселка Клязьма Александр Фёдорович Малявко: «В 1975–1977 годах в Пушкино существовал вещевой рынок, так называемая «барахолка». В то время во всех других близлежащих местах они были закрыты. Толпы москвичей приезжали сюда. Электрички были переполнены. Переходный мост испытывал перегрузки, сотрясался, вибрировал».
    «В безоблачное августовское утро сорва­лась одна из металлических ферм моста… — сообщает О. Н. Бойко. — Только по официальным данным, сразу погиб 21 человек. Множество пострадавших было увезено с места катастрофы в тяжелом состоянии, и далеко не все выжили. Надо отдать должное сотрудникам скорой помощи и железнодорожникам: всё произошло в 11 часов 10 минут, а уже через час, в 12.19, движение поездов возобновилось. К 17 часам оно было восстановлено полностью. Надо учесть, что никакого МЧС тогда и в помине не было, но, тем не менее, за 45 минут все по­страдавшие были уже вывезены и размещены в больницах Пушкинского и других районов».
    Конечно, сейчас трудно восстановить все детали случившейся катастрофы. Слишком много времени прошло. А видеокамер наружного наблюдения в ту пору просто не существовало. Поэтому вновь обратимся к рассказу краеведов. «По словам очевидцев, — продолжает О. Н. Бойко, — место трагедии представляло жуткое зрелище. Срывавшиеся с высоты люди падали не только на рельсы, но и под колеса подходящих к платформе электричек. Ведь к ним и устремилась скопившаяся на мосту толпа, в одно мгновенье превысившая критический уровень».
    Интересно, что виадук в Пушкино находится гораздо ближе к Москве, чем автомобильный мост в Миннеаполисе. Однако 1977 год в нашей стране очень отличался от 2007-го. Времена тогда были советские, закрытые, «застойные». И если сегодня о рухнувшем мосте в штате Миннесота мы узнали практически сразу после этого ЧП, то информация о пушкинской трагедии передавалась исключительно из уст в уста. «Наши СМИ о трагедии умолчали: страна готовилась к 60­-летию Октября» (А. Ф. Малявко). «Лишь собравшиеся на закрытом заседании городского парт­хозактива услышали страшные цифры августа 1977­-го» (О. Н. Бойко).
    Пушкинский виадук восстановили в том же году. А в следующем, 1978­-м, началось сооружение пешеходного тоннеля. «На него была выделена огромная по тем временам сумма — 280 тысяч рублей, — сообщает О. Н. Бойко. — Строители сдержали данное обещание, и уже к московской Олимпиаде­-80 объект был готов. 2 октября 1979 года по пешеходному тоннелю пошли первые пассажиры. По тем временам это было сооружение, выстроенное по последнему слову техники». Ширина подземного перехода составляла 4 метра, высота — 2,5. По словам А. Ф. Малявко, это был в ту пору самый длинный на нашей дороге подземный переход, свыше 100 метров. «Он стал своего рода памятником жертвам катастрофы», — отмечает Александр Фёдорович.
    Конечно, о столь непраздничных датах и событиях вспоминать горько, но — надо. Для полноты истории, для восстановления справедливости… Да, радио «Би­-Би-­Си», как отмечает А. Ф. Малявко, сообщило о трагедии в тот же вечер. Но в нашей стране и в 1977 году, и позднее на публичную информацию об этом был наложен прочный запрет. И она (в это трудно поверить!) отсутствовала практически до начала 2000­-х годов. И вот сейчас о том, что не дали сказать в свое время репортерам, мы узнаем из работ краеведов. Таких, например, как Олег Николаевич и Александр Фёдорович. Спасибо им за это. Лишь благодаря им мы и можем сегодня восстановить картину событий 17 августа 1977 года.

Михаил Потапов
Газета "По Ярославке"
24.08.2007

http://www.mosoblpress.ru/yarosl/show.shtml?d_id=163029

Tags: железная дорога, пушкино, станция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 9 comments