?

Log in

No account? Create an account

Назад | Вперед

    Сегодня в истории Пушкино – грустная памятная дата. Ровно 30 лет назад, 17 августа 1977 года на ст. Пушкино обвалился переходной пешеходный мост. Как вспоминает один из пушкинцев, «Да, было дело, отец рассказывал, что тогда обе Ярославки встали, и ж.д. и авто, т.к. та была перекрыта для проезда карет скорой помощи. Слышал, что подошли 2 электрички из Александрова и Москвы и народ ринулся на мост, ну и дальше всем известно ...».

Станция Пушкино в 1967 г.

    Этот пешеходный мост был сооружен в 1927 году, но по мере развития станции дважды удлинялся новыми пролетами из металла, привезенного для этой цели с каких-то других станций. На три высокие платформы, к которым прибывали электрички, с моста спускались лестницы, огороженные перилами. Да и сам мост на всем своем протяжении был огорожен такими же перилами. А чуть ниже моста тянулись провода, по которым ток высокого напряжения обеспечивал движение электричек и электровозов, тянувших за собой курьерские и тяжелые грузовые поезда.

Привокзальная пл.,начало 70х

Станция Пушкино в 1966 году. На переходном мосту.

Станция Пушкино. За 12 лет до трагедии, т.е. до обрушения этого переходного моста.

Станция Пушкино после снегопада. 1966 г.

    В злополучный час заката солнца, у первой платформы стояла местная электричка, которая по расписанию должна была отправиться в Москву через несколько минут. В ней было еще мало народа, так как раньше нее по расписанию на третий путь должна была прибыть электричка, следующая в Москву из Загорска. Она почему-то задерживалась, поэтому люди, торопившиеся в столицу, стояли на мосту, готовые ринуться к той электричке, которая тронется раньше.
    А на второй путь в это время прибыла электричка из Москвы, из которой вывалилась толпа народа, приехавшего отдохнуть после трудов праведных.
Но тут, как на грех, загорелся зеленый светофор для электрички из Загорска, и ее пронзительный предупреждающий сигнал прозвучал уже издали. И толпы людей смешались на мосту, толкая друг друга в разных направлениях.
    Грохот рухнувших пролетов моста и треск рвущихся электрических проводов не могли заглушить воплей и криков падающих с моста людей. Они падали на провода высокого напряжения, на крыши стоявшей электрички и под колеса не успевшей затормозить той, что подъехала.
    Жертв было много. Часть пассажиров погибла, пораженная током, часть погибла или была искалечена обрушившимися конструкциями моста. Случись такое сегодня, эта новость не сходила бы с лент новостей. Но в те годы о подобных катастрофах в нашей стране старались не говорить, а вот о бедствиях за рубежом — сколько угодно.
    Однако близость произошедшего несчастья к столице не позволила тогда скрыть его. На следующий день в одной из газет появилось короткое сообщение, заканчивающееся словами: «Возбуждено уголовное дело. Виновные арестованы. Количество жертв уточняется».
    Кстати, начальник железнодорожной станции Пушкино знал об аварийном состоянии пешеходного моста и неоднократно письменно докладывал об этом руководству. Последнее письмо было как раз за 3 месяца до трагедии… Именно это и спасло его. После этого по всей дороге начали строить подземные переходы, в том числе и тот, которым мы с вами сегодня пользуемся.
    К сожалению, сегодня мемориальной таблички в память о погибших на станции нет.

Станция Пушкино 1978 г.

 

 http://www.pushkino-online.ru/news.php?pid=2923
17 августа 2007 года

См. также http://www.pushkino.org/ipb/index.php?showtopic=19930
 

* * *


О чем молчали наши СМИ

    Богат на даты и события август. Тут и поход наших исследователей к Северному полюсу с последующей установкой Российского флага на дне океана, и рухнувший автомост через Миссисипи в американском Миннеаполисе, тут и такие традиционные вехи, как День строителя, День археолога, День кино… И всё же одной из главных тем августа (и для России, и тем более для Подмосковья) можно назвать железнодорожную. Ведь и начало, и конец месяца проходят под знаком «чугунки». Первое воскресенье августа — это профессиональный праздник путейцев — День железнодорожника, а последний день лета — дата официального открытия стальной магистрали от Москвы до Сергиева Посада. Случилось это, кстати, в 1862 году, то есть ровно 145 лет назад.

    Есть в августе и еще одна «железнодорожная» дата. Правда, совсем не праздничная. О ней и хотелось бы вспомнить. Тридцать лет назад, 17 августа 1977 года, произошла трагедия на пешеходном мосту­-виадуке через железнодорожные пути на станции Пушкино. Сегодня приезжающие сюда преодолевают их и добираются до нужной платформы по подземному переходу. Он­-то и заменил собой рухнувший виадук. К слову сказать, именно после той катастрофы стали появляться на участке от Мытищ до Пушкино подземные переходы.
    Что же послужило причиной трагедии? Вот что об этом говорят краеведы. Виадук в Пушкино, по их сведениям, был построен в 1928 году. Поводом для создания моста стал рост общего пассажиропотока и увеличение населения молодого города. «К 1929 году в Пушкино проживало уже более пяти тысяч человек. Легко представить, какую нагрузку испытывал мост с первых дней своего существования. Множество народа каждый день устремлялось по настилу в ту и другую части города», — сообщает научный сотрудник Пушкинского краеведческого музея О. Н. Бойко. Мост вплоть до трагедии простоял без капитального ремонта. Лишь через четыре года после открытия, по словам Олега Николаевича, виадук был реконструирован в связи с электрификацией железной дороги.
    А вот что добавляет к сказанному краевед из поселка Клязьма Александр Фёдорович Малявко: «В 1975–1977 годах в Пушкино существовал вещевой рынок, так называемая «барахолка». В то время во всех других близлежащих местах они были закрыты. Толпы москвичей приезжали сюда. Электрички были переполнены. Переходный мост испытывал перегрузки, сотрясался, вибрировал».
    «В безоблачное августовское утро сорва­лась одна из металлических ферм моста… — сообщает О. Н. Бойко. — Только по официальным данным, сразу погиб 21 человек. Множество пострадавших было увезено с места катастрофы в тяжелом состоянии, и далеко не все выжили. Надо отдать должное сотрудникам скорой помощи и железнодорожникам: всё произошло в 11 часов 10 минут, а уже через час, в 12.19, движение поездов возобновилось. К 17 часам оно было восстановлено полностью. Надо учесть, что никакого МЧС тогда и в помине не было, но, тем не менее, за 45 минут все по­страдавшие были уже вывезены и размещены в больницах Пушкинского и других районов».
    Конечно, сейчас трудно восстановить все детали случившейся катастрофы. Слишком много времени прошло. А видеокамер наружного наблюдения в ту пору просто не существовало. Поэтому вновь обратимся к рассказу краеведов. «По словам очевидцев, — продолжает О. Н. Бойко, — место трагедии представляло жуткое зрелище. Срывавшиеся с высоты люди падали не только на рельсы, но и под колеса подходящих к платформе электричек. Ведь к ним и устремилась скопившаяся на мосту толпа, в одно мгновенье превысившая критический уровень».
    Интересно, что виадук в Пушкино находится гораздо ближе к Москве, чем автомобильный мост в Миннеаполисе. Однако 1977 год в нашей стране очень отличался от 2007-го. Времена тогда были советские, закрытые, «застойные». И если сегодня о рухнувшем мосте в штате Миннесота мы узнали практически сразу после этого ЧП, то информация о пушкинской трагедии передавалась исключительно из уст в уста. «Наши СМИ о трагедии умолчали: страна готовилась к 60­-летию Октября» (А. Ф. Малявко). «Лишь собравшиеся на закрытом заседании городского парт­хозактива услышали страшные цифры августа 1977­-го» (О. Н. Бойко).
    Пушкинский виадук восстановили в том же году. А в следующем, 1978­-м, началось сооружение пешеходного тоннеля. «На него была выделена огромная по тем временам сумма — 280 тысяч рублей, — сообщает О. Н. Бойко. — Строители сдержали данное обещание, и уже к московской Олимпиаде­-80 объект был готов. 2 октября 1979 года по пешеходному тоннелю пошли первые пассажиры. По тем временам это было сооружение, выстроенное по последнему слову техники». Ширина подземного перехода составляла 4 метра, высота — 2,5. По словам А. Ф. Малявко, это был в ту пору самый длинный на нашей дороге подземный переход, свыше 100 метров. «Он стал своего рода памятником жертвам катастрофы», — отмечает Александр Фёдорович.
    Конечно, о столь непраздничных датах и событиях вспоминать горько, но — надо. Для полноты истории, для восстановления справедливости… Да, радио «Би­-Би-­Си», как отмечает А. Ф. Малявко, сообщило о трагедии в тот же вечер. Но в нашей стране и в 1977 году, и позднее на публичную информацию об этом был наложен прочный запрет. И она (в это трудно поверить!) отсутствовала практически до начала 2000­-х годов. И вот сейчас о том, что не дали сказать в свое время репортерам, мы узнаем из работ краеведов. Таких, например, как Олег Николаевич и Александр Фёдорович. Спасибо им за это. Лишь благодаря им мы и можем сегодня восстановить картину событий 17 августа 1977 года.

Михаил Потапов
Газета "По Ярославке"
24.08.2007

http://www.mosoblpress.ru/yarosl/show.shtml?d_id=163029

Comments

( 8 комментариев — Оставить комментарий )
pavlick21
22 ноя, 2009 11:51 (UTC)
В соседнем с моим доме жил машинист электрички.Так вот он рассказывал,что ещё очень задолго до катастрофы машинисты докладывали по начальству,что когда поезда подходили к станции,то невооружённым глазом было видно как под тяжестью идущих с электричек людей прогибался тот пролёт моста,что потом обрушился.
livejournal
17 авг, 2012 01:02 (UTC)
35 лет со дня ТРАГЕДИИ в Пушкино !!! О чём молчали СМИ !!!
Пользователь chukotka_boss сослался на вашу запись в «35 лет со дня ТРАГЕДИИ в Пушкино !!! О чём молчали СМИ !!!» в контексте: [...] "По Ярославке" Вся информация взята отсюда:   "История Пушкино и района" [...]
Арик Фарбер
24 авг, 2013 01:19 (UTC)
Очевидец.
Мне было 14 лет. Мы с мамой возвращались с дачи, вышли из пригородного автобуса и мама послала меня бежать за билетами на электричку, а сама шла не торопясь. Что бы взять билеты нужно было спуститься с моста на ближайшую широкую платформу, а потом подняться по другой лестнице с той же платформы снова на мост. На мосту была уйма народа, быстро пройти там было не возможно. Купив билеты я решил, что поднимусь на мост по дальней лестнице и там подожду маму. На лестнице было несколько горизонтальных площадок (не помню сколько) Когда я был на верхней, последняя площадка перед мостом, мост конкретно тряхнуло, но никто не понял почему. Во всяком случае я, и продолжил подниматься по возможности быстро. Когда я достиг уже последних ступенек, мост снова тряхнуло. Раздался треск и крик. И я увидел, что весь пролет моста слева, оказался внизу. Падение пролета не отразилось в моем сознание, случилось быстро, раз и упало. А ужас увидеть около себя бездну, буквально в двух шагах, помню до сих пор. Пролет лежал внизу, а на нем копошилась огромная масса людей, тьма людей и стоял крик. Народ резко стал спускаться вниз по ступенькам на платформу и я тоже пошел вниз, что бы подняться по другой более близкой к городу лестнице и предупредить маму, что бы не шла дальше. Но мамы там не оказалось и я решил, что она прошла более быстро. Я бросился назад к краю платформы, что бы спрыгнуть и искать ее среди упавших. На самом краю платформы услышал ее оклик меня по имени. Она спускалась по той же лестнице на которой я был во время катастрофы. Она была совершенно спокойна и сказала: единственное, что спасло от разрыва сердца, что идя по мосту, она видела, как я поднимаюсь, а потом сбегаю по лестнице. Само падение она не видела, а стала спускаться вслед за мной.
Совершенно точно, что на путях, на которые упал пролет, не было никаких поездов! Помню еще разговоры в автобусе на Москву, что несколько минут до или после и было бы еще трагичнее, так как какой то поезд отошел, а какой то должен был подойти. Подробностей не помню, а может быть и не знал. Помню что в автобусе пассажиры обсуждали, какой я бледный и строили предположения, что упал или только видел. Что бы вернуться обратно в город нужно было снова пройти по мосту, но было страшно и мы с мамой пошли в обход, по каким то путям, через какие то ворота...
Несколько смельчаков(единицы) спрыгнули с платформы и побежали помогать пострадавшим. Но через несколько минут объявили, что там провода высокого напряжения и нельзя приближаться к месту аварии.
Арик Фарбер
24 авг, 2013 01:26 (UTC)
Ошибка в основной статье
«По словам очевидцев, — продолжает О. Н. Бойко, — место трагедии представляло жуткое зрелище. Срывавшиеся с высоты люди падали не только на рельсы, но и под колеса подходящих к платформе электричек.»
- Не было никаких электричек под упавшим мостом. Ни какие электрички не приближались после аварии. Сам видел!
Павел Ермаков
25 ноя, 2014 07:15 (UTC)
трагедия в Пушкино
Я, Папа, Мама и тётя были на этом мосту когда он рухнул все остались живы благодаря Папе и Богу.Мне было 8 лет но я все помню до мелочей. Электричка никого не давила и люди не падали на неё с верху. Мост развалился пополам одна половина висела вертикально, а другая одной стороной упала на пролет ниже и была как-бы под уклоном. На мосту был железобетонный блок который давил людей с верху. Мы с папой шли чуть в переди когда мост рухнул, я потерял сознание очнулся когда отец тащил меня из под людей. Мама и тётя были в самом низу уклона где было очень много людей которые давили друг друга и задыхались сами они не могли выбраться. Папа их вытащил из этого кошмара. 3 дня я не разговаривал после этого, потом нашёл в кармане детскую железную машинку она была всмятку расплакался и шок прошёл.
Елена Воронкова
16 июн, 2015 08:38 (UTC)
станция
Ужас, я рыдаю за Вас. Это же всегда в душе и картина в голове всю жизнь.
Краеведы лукавят конечно. Комментарии очевидцев реальны. Ужас, какие Вы молодцы, что выжили.

Edited at 2015-06-16 12:41 (UTC)
garmin_1
10 июл, 2017 19:16 (UTC)
На фото с пионерами, возле Ленина, уже другой мост, который построили взамен рухнувшего. Тот, что рухнул, как раз точно за Лениным был. К нему с этой стороны вели две лестницы. Параллельно начинались сразу за памятником и на середине подъема поворачивали под прямым углом, и сходились на площадке на мосте. На платформе лестница спускалась почти к самому вокзалу. На первой фото вообще временный мост, который поставили сразу после рухнувшего, потом там построили постоянный. То, что мост временный, видно по опорам. Кстати, народ этого временного боялся очень, говорили, что и этот скоро рухнет. Как рухнул мост я слышал, жил примерно в 100 метрах, за подстанцией. Сначала был испуганный крик, через секунду как взрыв, потом были недолго отдельные крики. Я еще подумал, что нехило кто то что то взорвал. Через некоторое время прибегает соседка и говорит, что мост обвалился. Я пошел смотреть, уже выставили оцепление из дружинников, но меня почему то не задержали. Пролет оторвался на третьей платформе, конец пролета на второй остался на опоре, пролет сломался пополам, одна половина лежала горизонтально на третьей платформе, другая часть от нее под углом к опоре. Никакой электрички под упавшем пролетом не было, ни на третьей платформе, на на второй. На платформе было видно лежащих людей, которым оказывали помощь. Я дошел только до края платформы, так конкретно кого, сколько и как покалечило сказать не берусь. Был на месте минут через десять, пятнадцать. По слухам, около 20 человек погибло, всего пострадавших было порядка 120. Что бы кто то погиб от контактной сети, такого не слышал даже, там система автоматики в случае обрыва провода сеть обесточивает. Никого электричка не давила, она уже ушла на Москву. Я еще обратил внимание, что когда идешь по тому пролету, который рухнул, он под ногами ощутимо вибрировал в такт.
garmin_1
10 июл, 2017 19:40 (UTC)
Братья Стругацкие отдыхают!
"" В злополучный час заката солнца, у первой платформы стояла местная электричка, которая по расписанию должна была отправиться в Москву через несколько минут. В ней было еще мало народа, так как раньше нее по расписанию на третий путь должна была прибыть электричка, следующая в Москву из Загорска. Она почему-то задерживалась, поэтому люди, торопившиеся в столицу, стояли на мосту, готовые ринуться к той электричке, которая тронется раньше. ""

Насколько я помню, было часа три-четыре дня, а закат в это время года где то точно после восьми. Народ действительно часто стоял на мосту, но в том случае, если было неизвестно к какой платформе пушкинскую электричку подадут - второй или третьей. Проходные на Москву шли только через третью. Коль скоро, как рассказывается, пушкинская стояла на третьей, то что народу было делать на мосту?
( 8 комментариев — Оставить комментарий )
Разработано LiveJournal.com